Для улучшения деятельности судов

После обретения страной независимости в казахстанской судебной системе произошли существенные изменения. Одним из ключевых направлений реформ является обеспечение верховенства права и модернизацию этой сферы. За последние годы принято множество государственных программ и законодательных новшеств в целях улучшения деятельности судов. Судебная система Республики Казахстан за последнее время протерпела немало изменений. Одна из пяти реформ Плана нации 100 конкретных шагов направлена на модернизацию судебной системы, которая должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства закона, неуклонного соблюдения прав и интересов граждан.
Если в кратце остоновиться о ряда принятых мерах по совершенстованию судебной системы в нашей республике, то комплекс мер, направленных на коренное изменение всей национальной правовой системы был заложен в Государственной программе правовой реформы утвержденной в 1994 году. Предполагалось реорганизация судоустройства и судопроизводсва, совершенствование материального и процессуального законадательства.
Важной вехой стал Указ Президента от 1 сентября 2000 года «О мерах по усилению независимости судебной системы», которым функции по обеспечению деятельности судов были переданы из ведения Министерства юстиции Верховному Суду. Логическим завершением преобразований этого периода стало принятие в декабре 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», заложившего принципиально новые нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики.
В соответсии приоритетами, определенными государством в правовой сфере, принят ряд мер дальнейшей модернизации судебной системы, направленной на упрощение судопроизводства, разграничение вопросов правосудия и судебного администрирования. Новые социальные отношения, порожденные условиями рыночной экономики, обусловили развитие специализированных судов. Так, с 2002 года начали работу специализированные межрайонные экономическиеи административные суды. В 2007 году в городах Астана и Алматы образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних, а с 2012 года они созданы во всех регионах республики. Важным событием в процессе совершенствования судебной системы стало введение с 1 января 2007 года института присяжных заседателей, что в значительной степени расширило возможности участия общественности в отправлении павосудия.
После своего назначения Председателем Верховного Суда Республики Казахстан Ж. Асанов сразу же предложил меры, направленные на решение насущных задач судебной системы нашей страны и названные семью камнями правосудия.
В качестве первой задачи председатель Верховного суда определил справедливость правосудия. Было признано, что люди видят совершенно разные судебные решения по схожим делам, что, конечно, не может не вызвать у граждан вопросов, а порой и ощущения несправедливости, творящейся в судах. В целях обеспечения справедливого правосудия предложено более активно задействовать принцип равноправия сторон уголовного процесса и их состязательности.
Вторая задача провасудия – обеспечение независимости и повышение ответсвенности судей. Достижение эффективности правосудия названо третьей задачей. Каждый гражданин имеет право вынести спор на рассмотрение в суд. При этом судебное производство долгий и дорогой процесс. Уменьшение количеста исков привело бы к улучшению качества правосудия, подчеркнул председатель Верховного суда. Эта задача решается сегодня судебными органами путем расширения примирительных процедур и медиативных соглашений между сторонами. При этом существенно возрастает роль адвокатуры. Четвертая задача – внедрение административной юстиции. Предлагается расширить сферу деятельности административных судов. В частности, отдать им споры между государственными органами и гражданами. Тем более что мировая практика свидетельсвует об эффективности таких судов. Их у нас нет, а в других постсоветских странах они действуют. Пятая задача – создание института следсвенных судей. Шестой задачей назван качественный отбор кандидатов в судьи. Седьмая задача курс на цифровизацию. Ж. Асанов особо отметил, что внедрение современных технологий будет способствовать укреплению эффективности судебной системы и повысит доверие к ней со стороны общества.
Обозначены следующие направления работы. Первое – обеспечение беспрепятственного и удобного доступа граждан к правосудию через ІТ-сервисы. Второе – автоматизация судопроизводства, что сделает его экономным. Третье – работа с большими данными и использование мирового судебного опыта.

Улан МАМЫТБЕК,
Судья Ескельдинского
районного суда